9.11.2013.
Миронова Александра Викторовна
Крещение Руси:
Благодатный луч царства Христова
прошел через великое сердце
Великого Владимира
Ковчег с мощами
равноап. вел. кн. Владимира – святыня XV Большого Волжского Крестного хода.
Фото Мироновой А. В., 18.06.2013.
|
Господь Иисус Христос, воскреснув тридневен, послал своих учеников проповедовать Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча соблюдать все, что заповедал Своим ученикам (Мф. 28, Мк. 16, Лк. 24, Ин. 20). Апостолы разошлись по миру, неся евангельскую проповедь.
Апостол (от греч.: «апостолос») – посланник, вестник. Среди святых выделен апостольский лик, в который входят также и равноапостольные святые. Равноапостольные святые, не являясь учениками Иисуса Христа, также проповедовали язычникам учение Христово.
Широко известны равноапостольные мироносица Мария Магдалина (I); император Константин Великий (+ 337) и мать его царица Елена (+ 327); просветительница Грузии Нина (+ 335); братья Кирилл (+ 885) и Мефодий (+ 869), учители словенские; благоверный царь Борис (+ 907), принявший Крещение со своим народом в IX веке; великая княгиня Российская Ольга (+ 969); великий князь Владимир (+ 1015). |
1. Просвещение Руси
Как человек рождается в Таинстве Крещения для жизни вечной, так и Россия к жизни вечной была рождена во Святом Крещении, которое 1025 лет назад в 988 году совершил святой равноапостольный великий князь Владимир.
Этому эпохальному событию в жизни нашей страны предшествовали и другие значимые события.
1.1. В первую очередь, благословение земли нашей святым апостолом Андреем Первозванным.
«… восхвалим и Андрея Перозванного, яко Русския земли апостола,
перваго евангельским благовестием сию огласившаго,
той бо, якоже древле праотцем нашым, тако и нам ныне взывает:
приидите, обретохом Желаемаго». (1)
Примечание: 1. - Славный седален по полиелее
службы Всем русским святым.
Апостол Андрей обошел с проповедью Евангелия Малую Азию и побережье Черного моря, Иверию, Сванетию, Осетию и горы Кавказа, Тавриду (Крымский полуостров), после чего направился на север по Днепру до Киевских гор, дошел до северных земель, где ныне находится Новгород, через страны Балтийского моря вернулся в греческий город Патры, где и был в 62 году распят на косом кресте за Христа.
На Киевских горах святой апостол провидел просвещение земли верой Христовой и великий город со множеством церквей. Взойдя на Киевские горы, он благословил их и водрузил крест.
Отметим, что в конце XVII века был учрежден первый русский орден в честь апостола Христова Андрея Первозванного, а с XVIII века флагом морского военного флота стал стяг с косым Андреевским крестом. |
Частица мощей
св. ап. Андрея Первозванного
в ковчеге Владимирской церкви:
1-й ряд сверху,
1-я частица слева.
Фото Смирновой Е.
|
Так возсияла первая звезда в созвездии небесных покровителей Святой Руси – святой апостол Андрей Первозванный (+ 62).
1.2. В непосредственной близости от земель южных руссов проживающие в Крыму и на Таманском полуострове греки и готты были христианами, образованные здесь епархии подчинялись Византии.
С IV-V веков здесь уже существовали:
- греческие епархии Херсонисская (IV век, возле Севастополя), Сугдайская или Сурожская (VIII век, Судак), Фульская (VIII век, г. Старый Крым недалеко от Феодоссии), Фанагорийская (до VI века, Таманский полуостров);
- готтские епархии в Воспоре (после III века, не позднее VII века, Керчь), в Дори – в центре Крымского полуострова, включая побережье от Алушты до Балаклавы (VII век, в VIII веке уже митрополия!!!), восстановленная из ранее существовавшей греческой готтская Фанагорийская епархия (VI век, Таманский полуостров), с VIII века существовавшая как Тмутараканская епархия (Тамань и Темрюк).
Православный историк Антон Владимирович Карташов говорит о христианской Тмутаракани VIII века (др.-русск.: Таматарх) как о догосударственном христианстве на Руси.
1.3. В житии греческого святителя Стефана исповедника, епископа Сурожского (+ ок. 750; Сурож – нынешний Судак, южное побережье Крыма) (2) говорится о крещении в начала IX века руссов – кочевого причерноморского князя Бравлина и его бояр после того, как святитель Стефан после разграбления руссами его гроба в церкви святой Софии в Суроже явился заболевшему князю.
Примечание: 2. Ныне Сурожская епархия входит в состав РПЦ
с кафедрой в Лондоне и юрисдикцией над Великобританией и Ирландией.
И вот уже два Небесных покровителя над Русью – святой апостол Андрей Первозванный (+ 62) и святитель Стефан исповедник, епископ Сурожский (+ ок. 750).
1.4. К значимым событиям, предшествовавшим крещению Руси князем Владимиром, необходимо отнести крещение Киевских князей Аскольда и Дира, с ними небольшого количества киевских семейств и образование первой русской епископии.
В 860 году в царствование Византийского императора Михаила III, когда он находился в походе против арабов (сарацинов), Киевские князья Аскольд и Дир, варяги по происхождению, осадили Константинополь для нанесения тылового удара. По обоснованию А. В. Карташова, варяго-руссы опосредованно были союзниками арабов через славян Пелопонеса. Киевские князья свою миссию не выполнили: по молитвам патриарха Фотия, спешно вернувшегося из похода царя Михаила и народа перед омофором Пресвятой Богородицы, находящимся во Влахернской церкви Константинополя, налетевшая буря разметала корабли руссов и они с большими потерями возвратились восвояси.
После неудачной осады руссы направили посольство в Константинополь, прося мира и единоверия.
Византийская миссия, придя в Хазарию для решения государственных задач Византийского правительства, имела в своем составе святых братьев Кирилла и Мефодия, которые по благословению патриарха Фотия осуществили церковную миссию в русской части населения Хазарии – той, которая осаждала в 860 году Константинополь и просила прислать им христианского учителя.
Святые Кирилл и Мефодий в конце 860 года прибыли в Крым и в январе 861 года у Херсонеса приняли сокрытые морем мощи священномученика Климента, папы Римского (+ 101), ученика апостола Петра.
В 861 году с частью святых мощей, которая позже была принесена ими в Рим, солунские братья Кирилл и Мефодий пришли к князьям Аскольду и Диру – русским варягам, нашли у них славянский перевод Евангелия и Псалтири, выполненный ранее святым Кириллом, наставили их в вере, совершили крещение около 200 семейств и заключили мирный договор между греками и руссами.
А. В. Карташов предполагает, что в 862 году была основана первая русская епископия. А в Регуляре (Обращении к епископам) Византийского императора Льва Мудрого (881-911) называется уже «митрополия русская».
Созвездие Небесных покровителей над Русью становится ярче – святой апостол Андрей Первозванный (+ 62); святитель Стефан исповедник, епископ Сурожский (+ ок. 750); святые равноапостольные братья Кирилл (во Святом Крещении Константин) (+ 885) и Мефодий (+ 869), учители словенские; священномученик Климент, папа Римский (+ 101).
1.5. Первая царская династия России Рюриковичей – была норманской, из скандинавского племени «русь». Это племя и дало название государству Русь, Россия. Династия Рюриковичей идет от варяга Рюрика (+ 879) до царя Федора Иоанновича (+ 1598), младшего сына Иоанна Грозного.
1.5.1. Приглашенный князь Рюрик (+879) правил в Новгороде с 862 года. После его смерти в 879 году остался малолетний сын Игорь.
1.5.2. В 879 году Новгородским князем стал соплеменник Рюрика Олег, названный Вещим (+ 912), как опекун Игоря Рюриковича. В 882 году князь Олег – язычник – пришел в Киев, где правили князья-христиане Аскольд и Дир, убил их, перенес свое княжение в Киев и стал 1-м великим князем Киевским, объединив северные и южные восточнославянские земли.
Князь Олег стал гонителем киевских христиан, повторивших судьбу первых римских христиан – оставшиеся без епископского управления и защиты, они вынуждены были скрываться.
Вещим Олегом были совершены два похода на Константинополь, которые уже были отражены в письменных источниках славян.
Литературный язык – дар святых братьев Кирилла и Мефодия – становится государственным, письменным и разговорным языком. По А. В. Карташову, «через это духовная власть церкви над начавшейся историей русской государственной культуры складывается со всей исторической наглядностью. Варяги ославянивались, язычники охристианивались, варвары цивилизовались». Развитие славянской письменности и русского языка при языческом княжении подкрепляется связями с христианской и родственной Болгарией: расширение грамотности ведет за собой разрастание христианства.
1.5.3. Князь Олег умер в 912 году от укуса змеи, его приемником стал 2-й великий князь Киевский Игорь Рюрикович (+ 945). За немногим более, чем 30 лет, его княжения положение христиан значительно изменилось. Гонение прекратилось. Среди бояр, чиновников, послов, купцов повысился уровень грамотных людей, а грамотными были, зачастую, именно христиане.
Стало необходимым учитывать интересы христиан на Руси и русских христиан в Византии. Так, со времени крещения князей Аскольда и Дира христиане состояли на службе Византии. В Константинополе они составляли целый полк. Также здесь проживала русская миссия, в которой было значительное количество христиан. Русские и болгарские христиане были прихожанами соборной церкви Илии пророка в Константинополе.
Также и в Киеве была построена церковь пророка Илии – соборная, поскольку уже много было среди населения города христиан. Заключенный в 944 году военно-торговый договор между Византией и Киевом после войны 941-944 годов был скреплен как в Константинополе, так и в Киеве двумя религиозными церемониями: для христиан – в соборных церквях Илии пророка, иначе – для язычников.
Князь Игорь в 945 году был убит древлянами у города Искоростень (ныне: г. Коростень Житомирской обл., Украина) при сборе непомерной дани.
Созвездие Небесных покровителей над Русью становится ярче:
– святой апостол Андрей Первозванный (+ 62);
– святитель Стефан исповедник, епископ Сурожский (+ ок. 750);
– святые равноапостольные братья Кирилл (во Святом Крещении Константин) (+ 885) и Мефодий (+ 869), учители словенские;
– священномученик Климент, папа Римский (+ 101);
– святой пророк Илия Фесвитянин (IX век до Р. Х.).
1.5.4. По смерти князя Игоря до совершеннолетия наследника младенца Святослава фактически правила Киевским княжеством великая княгиня Ольга (+ 969) – супруга князя Игоря. Княгиня Ольга происходила из северных земель – родилась на реке Великой вблизи нынешнего Пскова.
Преподобный Нестор, Летописец Печерский в «Повести временных лет» назвал великую княгиню Ольгу «мудрейшей всех человек», русские песнотворцы (3) называли ее «богомудрою» «досточудною» «преславною» «приснославною» «наставницею нашей».
Примечание: 3. Песнотворцы – составители церковных служб.
Видя возвышенную жизнь первых христиан в Киеве, беседуя с их учителями и размышляя о греческой вере, ими исповедуемой, видя красоту и чистоту христианского учения, княгиня Ольга отвергла языческих богов – «ревность Святаго Духа в сердцы приемши, отеческое зловерие возненавидела» (4) – и «Христа возлюбила» (5).
Примечание:
4. Из тропаря 6-й песни канона службы равноап. кн. Ольги.
5. Из тропаря 1-й песни канона службы равноап. кн. Ольги.
Вероятно, в 954 году, в Константинополе княгиня Ольга от патриарха Константинопольского принимает Крещение – «черность греховную банею Крещения отнюд отмыла» (6), – просветившись Духом Святым – «чадо света явилася» (7), – с наречением имени Елена в честь равноапостольной Елены, царицы Константинопольской (+ 327). Вместе с княгиней Ольгой крестились и многие из ее свиты.
Примечание:
6. Из тропаря 1-й песни канона службы равноап. кн. Ольги.
7. Из тропаря 6-й песни канона службы равноап. кн. Ольги.
По возвращении в Киев княгиня Ольга до своей смерти занималась апостольской проповедью среди язычников-руссов: «Ольга животное древо крест Христов в России водрузи, имже всем верным рай отверзеся» (8).
Примечание: 8. Из тропаря 9-й песни канона службы равноап. кн. Ольги.
Княгине Ольге противостояла языческая оппозиция, которая ожидала скорого княжения подрастающего Святослава. Великая княгиня, «едина устремися» (9), была «закона наставнице чистая, и учительнице веры Христовы» (10), совершала поездки по стране.
Примечание: 9. Из тропаря 8-й песни канона службы равноап. кн. Ольги.
10. Из тропаря 9-й песни канона службы равноап. кн. Ольги.
Ею были разрушены языческие капища – «людем возбранила еси жрети идолом» (11), – построены храмы Святой Троицы на реке Великой (на месте будущего Пскова, указанном ей явлением на небе креста), святителя Николая и Софии, Премудрости Божией в Киеве. В церкви святой Софии был положен Крест Господень, обретенный царицей Еленой в Иерусалиме, – этой святыней патриарх Константинопольский благословил княгиню Ольгу (был вывезен католиками в Люблин, дальнейшая судьба Ольгина креста неизвестна).
Примечание: 11. Из тропаря 3-й песни канона службы равноап. кн. Ольги.
Княгиня Ольга была мудрой правительницей, истинной христианкой, усердной молитвенницей к Богу за сына, внуков и народ свой, любящей матерью и бабушкой.
«Державною рукою, и мудрыми словесы, и сильным словом, учила» (12) она сына Святослава закону Христову, но он слишком любил воинскую славу и думал о битвах. И, хотя не смогла воспитать его христианином, привила ему толерантность к возрастающему в обществе христианству – молодой князь не препятствовал принятию другими христианской веры. Княгиня Ольга, видя наступающую реакцию язычества, христианским разумением не предприняла попыток узурпации власти сына. Она сеяла семена святой веры в душах внуков, стараясь воспитать их христианами и, казалось, старший Ярополк примет Крещение, но промысел Божий избрал младшего – «Владимира разумнаго» (13), который совершил великое дело просвещения всего русского народа светом Христовым.
Примечание: 12. Из тропаря 3-й песни канона службы равноап. кн. Ольги.
13. Из тропаря 4-й песни канона службы равноап. кн. Ольги.
В тропаре мы прославляем богомудрую княгиню Ольгу и выражаем нашу уверенность, что от земли Русской вечно будет ей возноситься хвала («Ольго приснославная»). Мы воспеваем княгиню Ольгу, которая, еще не будучи просвещенной Крещением, правильным направлением ума, как пером устремленным («вперивши ум»), искала и обрела Бога и Творца («взыскавши Бога и Творца всяких») и открывшейся ей Премудростию Божией, как крыльями («крилами богоразумия»), была вознесена не просто выше людей, но выше всех ангелов («возлетела еси превыше видимыя твари») – к Престолу Вышняго. Мы особо отмечаем, что познав Бога и Творца («и Того обретши»), она в Крещении получила новое, или второе, рождение («паки рождение крещением прияла еси»), как мы знаем, для жизни вечной. И мы славим княгиню Ольгу – вечно живую («нетленна во веки пребываеши»), вкушающую от древа жизни («древа животнаго»), сладость Рая приобретшую («наслаждающися»):
Крилами богоразумия вперивши твой ум,
возлетела еси превыше видимыя твари,
взыскавши Бога и Творца всяких; и Того обретши,
паки рождение крещением прияла еси;
древа животнаго наслаждающися,
нетленна во веки пребываеши,
Ольго приснославная.
(тропарь равноап. Ольги, глас 1)
1.5.5. Киевский князь Святослав (+ 972) начал править в Киеве около 964 года. Однако, княгиня Ольга продолжала управлять Киевом во время частых и долгих военных походов сына.
В 969 году в глубокой старости, за 80 лет, великая княгиня Ольга преставилась о Господе и была погребена по-христиански. При ней был пресвитер Григорий, сопровождавший ее в Константинополь, который исполнил завещание княгини. Предположу, что пресвитер Григорий был духовным отцом княгини Ольги.
Нетленные мощи равноапостольной великой княгини Ольги – «Христос нетлением венча» (14) – около 1007 года были положены внуком, великим князем Киевским Владимиром Святославичем в построенном им в Киеве Десятинном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было первое обретение святых мощей на Руси.
Почитание великой княгини Российской Ольги было установлено в 1015 году великим князем Ярославом Владимировичем, Мудрым – правнуком княгини Ольги.
Примечание: 14. Из тропаря 7-й песни канона утрени службы равноап. кн. Ольги.
Утренняя звезда на небосводе русских святых, предварившая восход солнца – святая равноапостольная Ольга (во Святом Крещении Елена), великая княгиня Российская (+ 969).
Князь Святослав имел троих сыновей: старшего Ярополка, Олега и младшего Владимира, будущего святого крестителя Руси.
Расширяя территорию государства в военных походах, князь Святослав начал мечтать о создании огромной русской державы. После смерти матери он обосновался в Переяславце в устье Дуная, сынов своих посадил на княжение: Ярополка в Киеве, Олега в древлянской земле (ныне: Житомирская область и западная часть Киевской области), Владимира в Новгороде.
В 972 году, возвращаясь из Константинополя после заключения мирного договора и поднимаясь от устья Днепра на ладьях вверх по порогам, великий князь Святослав был убит печенегами. Существует предположение о роли византийской дипломатии в смерти киевского князя – княгиня Ольга незадолго до своей кончины предостерегала сына от войны с Царьградом…
1.5.6. После смерти князя Святослава полноправным великим князем Киевским стал Ярополк Святославич (+ 978). Но надеждам княгини Ольги о крещении Руси ее старшим внуком Ярополком не суждено было исполниться…
1.5.7. Разгорелся конфликт между языческим Новгородом, где правил младший сын Святослава князь Владимир, и христианским Киевом.
Новгородский князь Владимир в 978 году захватил Киев, убил брата и взял его жену. Во главе Киевского стола утвердился великий князь Киевский Владимир Святославич (+ 1015).
В благодарность в жертву языческим богам были принесены христиане Феодор и его сын Иоанн.
Небосвод Русских святых украшают две первые алые звезды – святые первомученики Российские Феодор варяг и сын его Иоанн, в Киеве пострадавшие (+ 983).
Святая Церковь призывает: «Приидите, мучениколюбцы вернии, песньми почтим первомученики русския, Феодора и юнаго Иоанна, идолом не послужившыя и крови своя за Христа давшыя» (15).
Примечание: 15. Тропарь 1-й песни канона Всем русским святым.
Князь Владимир видел страдания за Христа отца и сына. И произошло «дивное чудо» – благодатный луч царства Христова
прошел через великое сердце Великого Владимира (Антон Владимирович Карташов).
Князь Владимир рос около княгини Ольги, бабушки-христианки – «прабабы» (16), видел ее веру и детское сердце не могло не чувствовать присутствия благодати Истинного Бога. Но свойственные юности страсти, необузданные, сделали свое дело – князь стал ярым язычником и так княжил 10 лет. Пораженный смертью христиан отца и сына, он пережил внутреннее потрясение и, целостный по природе, устремился навстречу открывшемуся ему Христу.
Примечание: 16. Из тропаря 9-й песни канона службы равноап. кн. Ольги.
Великий князь Владимир принял Крещение – просветился светом Православия – и преобразился, стал другим человеком. Из жестокого, проливающего кровь и совершившего братоубийство, сластолюбивого язычника он стал истинным христианином – целомудренным (мудрым и цельным), полным христианской любви и милосердия, подлинным отцом своих подданных, из погрязшего в страстях молодого князя – святым мужем.
В Корсуни князь Владимир вступил в брак с византийской царевной Анной. Он отпустил всех своих прежних языческих жен и вел строго целомудренную христианскую брачную жизнь с законной женой.
Просвещенный светом Христовым князь Владимир разрушил языческие капища и совершил Крещение киевлян в Днепре. И далее – послал пресвитеров крестить всю землю русскую. Крещение совершали священники-миссионеры, прибывшие с царевной Анной, пресвитеры из Корсуни, в том числе, пресвитер Анастас, приглашенные клирики Болгарии и вышедшие из гонения пресвитеры-киевляне, вновь рукоположенные священнослужители…
«Радуйся и веселися, рабе Христов,
княже великий и мудрый Владимире, просветителю наш,
тобою бо избавихомся от душепагубнаго идолослужения,
темже, радуйся, вопием тебе».
(17)
Примечание: 17. Тропарь 1-й песни канона Всем русским святым.
Были образованы епископии: в Киеве, Белгороде, Владимире Волынском, Чернигове, Турове, Полоцке, Новгороде (известен первый Новгородский епископ Иоаким), Ростове, приобщена Тмутараканская епархия.
Строились деревянные храмы. Известны построенные церковь святителя Василия в Киеве и церковь Преображения Господня в Василево – резиденции князя вблизи Киева. Также в Киеве греческими мастерами была построена каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы, названная впоследствии Десятинной. В нее были переданы иконы, церковная утварь и мощи священномученика Климента, папы Римского, вывезенные князем Владимиром из Корсуни, обретенные ранее святыми Кириллом и Мефодием. В Десятинной церкви служили греческие корсунские священники, в том числе пресвитер Анастас.
После крещения Руси князь Владимир княжил еще 25 лет, исполняя заветы евангельские своею жизнью, чтобы крещеные люди почувствовали, что у них одно сердце и одна душа, как было и в первоапостольской церкви: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян., 4:32).
Благотворительность князя изливалась щедрым потоком. Он устраивал христианские празднества каждое воскресенье. Для немощных и больных он повелел развозить съестные припасы, а нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать на потребу.
Жил князь Владимир в страхе Божием, боясь греха. И учились от него люди жить в страхе Божием.
Люди именовали князя «Красное Солнышко».
Воссияло солнце незаходимое на небосводе земли Русской – святой равноапостольный великий князь Владимир, во Святом Крещении Василий (+ 1015).
У князя Владимира было 13 сыновей и не менее 10 дочерей. Князь Владимир по мере достижения ими возраста, сажал их на княжеские столы по старшинству, распространяя на местах веру Христову.
28 июля 1015 года Киевский князь Владимир внезапно умер и был погребен в Десятинной церкви, где покоились княгиня Ольга, его бабушка, и княгиня Анна, законная жена. После смерти князя на Руси разгорелось кровавая распря между его сынами Владимировичами, в которой христианскую кончину от князя Туровского Святополка, занявшего Киевский стол, прозванного Окаянным (рожденного греческой монахиней, взятой в жены князем Ярополком, а после убийства брата – князем Владимиром), приняли двое его сыновей от византийской царевны Анны – князь Ростовский Борис и князь Муромский Глеб, до конца сохранившие христианскую любовь: «на вольное заколение сами себя предасте, и землю Русскую кровми вашими освятисте, и воздух просветисте преставлением» (18).
Примечание: 18. Из стихиры на Господи, воззвах службы Всех русских святых.
Не было еще таких звезд на всем небосводе, какие воссияли тогда над Русью – святые страстотерпцы благоверные князья Российские Борис и Глеб, во Святом Крещении Роман и Давид (+ 1015).
2. Похвальное слово
святому равноапостольному
великому князю Владимиру
До Крещения Руси от Днепра до Волхова жили отдельные племена, враждовавшие между собой. Стоявшие во главе их князья были вождями-завоевателями, и мыслили о походах, победах, добыче. Славяне-варяги служили языческим богам.
Икона равноап. вел. кн. Владимира,
прошедшая с XV Большим Волжским Крестным ходом.
Фото Мироновой А. В., 18.06.2013.
|
Святой равноапостольный великий князь Владимир от тьмы язычества обратился ко Христу, принял Крещение и стал просветителем своего народа.
Он стал первым полноправным правителем-христианином и положил начало христианскому устроению государства.
Князь ревностно исполнял Христовы заповеди, стремился, чтобы люди не только приняли христианскую веру, но и по духу стали христианами. Перед людьми был пример невероятного перерождения не простого человека, но князя – всеми видимого, добродетелями сияющего. Потому так быстро совершилось Крещение Руси. Народ оставил язычество и идолопоклонство – воспринял свет Христовой веры.
Русские люди вслед за князем Владимиром боялись греха и благоговели перед идеалом святости, им было свойственно сильное, глубокое, искреннее покаяние.
Они обрели новое чувство единства, появилась основа для объединения разрозненных племен в одно государство, формирования единого народа. Христианство создало новый национальный характер, проникло и в семейный уклад, в государственное управление, в жизнь общества.
Поднялась значимость княжеской власти.
На Руси виноградною лозою выросла Церковь, создавались епархии, появилась митрополия, строились храмы, устраивались монастыри, совершались богослужения.
В монастырях получили развитие грамотность и летописание, переписывание книг и просвещение через книги, были собраны библиотеки, появлялись школы, расцвели разные виды искусств – архитектура, живопись, ювелирное дело, из Византии было заимствовано ведение хозяйства.
Князем Владимиром были составлены «Русская Правда» и «Церковный устав», тем самым регламентированы гражданское, уголовное и церковное устроение. |
Святая православная вера стала для русского народа
подлинным духовным сокровищем и силой.
«Веселися о Господе, Русь Православная,
радуйся и ликуй, верою светло одеявшися» (19).
Примечание: 19. Из славной стихиры на Господи, воззвах службы Всех русских святых.
Ведомый Церковью русский народ стал народом-богоносцем. Земля наша – Святая Русь – просияла сродниками нашими, угодниками Божиими, поименованными и непоименованными...
Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, составитель службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, призывает нас:
«Русь Святая, храни веру православную,
в нейже тебе утверждение» (20).
Примечание: 20. Из славной стихиры на стиховне службы Всех Русских святых.
Святые равноапостольные великая княгиня Российская Ольга, принесшая веру греческую на Русь, и великий князь Владимир, просветитель Руси, страстотерпцы благоверные князья Борис и Глеб – молитвенники пред Богом и защитники земли русской:
«Приидите, стецемся вси
в честней памяти отца Российскаго,
и наставника нашего Владимира;
сей бо от варяг родися, и возлюби возлюбившаго его Христа,
к немуже взыде радуяся, с праматерию своею Еленою;
вся бо люди своя научи веровати, и покланятися
в Троице Единому Богу, идолы же разрушив, попра;
и израсти нам свои честныя леторасли, Романа и Давида.
Темже и мы светло ныне песньми память их верно чтуще,
любовию празднуем;
да молятся о нас ко Господу,
воинству же нашему подати победы на поганыя враги,
и умирити весь мир, и спасти души наша» (21).
Примечание: 21. Из славной стихиры на стиховне службы равноап. кн. Владимиру.
Святой апостол Павел в Послании к евреям учит нас: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр., 13:7).
Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом установлено ежегодно 28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира совершать торжественное богослужение, по окончании Божественной Литургии – молебное пение по особому чину в воспоминание Крещения Руси.
Этот день отмечен красным цветом в церковном календаре, как двунадесятые и великие праздники нашей Православной Церкви.
Торжественно прошли юбилейные празднества 2013 года – 1025-летие Крещения Руси.
В Россию, Украину, Белоруссию для поклонения была привезена великая святыня – честный крест, на котором был распят святой апостол Андрей Первозванный.
В Киеве 27-28.07.2013 состоялось особо праздничные богослужения.
Все епархии, благочиния, приходы богослужениями и праздничными мероприятиями отметили это знаковое событие.
Впервые вдоль великой русской реки Волги от истока до устья прошел юбилейный XV Большой Волжский крестный ход с мощами святого апостола Андрея. |
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Молебен на Киевской горке 27.07.2013.
Фото: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси, 27.07.2013.
Соборная площадь Киево-Печерской Лавры,
где были совершены всенощное бдение и Литургия
27-28.07.2013.
Фото: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси, 27.07.2013.
|
28 июля 2015 года
Православная Церковь встретит новое великое торжество –
1000-летие преставления
святого равноапостольного
великого князя Владимира,
просветителя Руси.
Благословен еси, Христе Боже наш, /
Землю Русскую Крещением просветивый, /
людем ея низпослав Духа Святаго, /
ихже и ко спасению приведый, /
Человеколюбче, слава Тебе.
(тропарь Крещения Руси, глас 8)
Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, / славнодержавный Владимире, /
на высоте стола седя матере градов, / Богоспасаемаго Киева, /
испытуя же и посылая к Царскому граду / уведети православную веру, /
обрел еси безценный бисер, Христа, / избравшаго тя, яко втораго Павла, /
и оттрясшаго слепоту во святей купели, / душевную вкупе и телесную. /
Темже празднуем твое успение, людие твои суще: / моли спастися душам нашим.
(тропарь равноап. кн. Владимиру, глас 4)
Святый равноапостольный великий княже Владимире,
моли Бога о нас!
Рекомендуем:
1). Филатова Анастасия Валерьевна. Колыбель великой русской реки: начало XV Большого Волжского Крестного хода. Фотографии автора. Преображенский Александр Сергеевич. Фотографии XV Большого Волжского Крестного хода, 1.06.2013. - Опубликовано 4.06.2013.
2). Преображенский Александр Сергеевич. 1.06.2013. Начало XV Волжского крестного хода: Архиереи в фокусе фотокамеры. Фотоальбом. - Опубликовано 7.06.2013.
3). Фотогалерея "Перед началом всенощного бдения
накануне раздника Вознесения Господня
в наш храм с XV Большим Волжским Крестным ходом
прибыл ковчег с частицей мощей
святого равноапостольного великого князя Владимира. 12.06.2013".
4). Миронова Александра Викторовна. 18.06.2013. Углич: XV Большой Волжский Крестный ход перешагнул границы Тверской митрополии. Фотографии автора. - Опубликовано 8.07.2013.
5). Соборно: Миронова А. В., Калугина Н. И., Кутина А. А., Новикова Т. А., Семёнова А. К., Филатова А. В. 19.07.2013. Успенский собор г. Дмитрова: Поклонение кресту святого всехвального апостола Андрея Первозванного. Фотографии Мироновой А. В. - Опубликовано 20.07.2013.
|